По материалам журнала "ОТЧИНА" №5 2012 год.

 

Село Богородское Нижегородской губернии - село кустарей, ставшее крупнейшим в стране центром кожевенной промышленности.

Первое упоминание о селе в официальных документах относится к 1570 году. Иван Грозный, разгромив в 1570 году «вольницу» Великого Новгорода, часть ее казнил, а остальных расселил в разных местах государства московского. Группа новгородцев до 300 человек основалась на проезжей дороге между Нижнем и Муромом, в 40 верстах от Нижнего. Именно новгородцы принесли сюда кожевенный промысел, который благополучно существует до сих пор. Природные условия также способствовали развитию кожевенного производства. Село Богородское располагается на плоской равнине, изобилующей родниками, ручьями, небольшими речками. Все это как нельзя лучше отвечало специфике обработки кож, для которой необходима проточная вода. Неслучайно, историческим ядром с. Богородского стала местность, прилегающая к самому крупному водоему — Кабацкому озеру и протекающей поблизости реке Рязаньке, по берегам которой располагались первые кожевни и устраивались запруды с возможностью спуска отработанных вод.

Село Юрино расположено на левом берегу Волги в устье Ветлуги. Впервые сельское поселение Юрино упоминается в 1721 году. Оно было образовано русскими крестьянами. В XIX веке Юрино было богатым селением с хорошо развитым производством.

Так что же объединяет село (ныне город) Богородское и село Юрино?

 В 1614 году по жалованной грамоте царя Михаила Романова село Богородское вместе с девятью окрестными деревнями отдано в вотчину думному дворянину Козьме Минину за «московское очищение да за его, Козьмину, многую службу», как сказано в грамоте, а в 1632 году, вслед за Павловом, Богородск перешел в вотчину к княжескому роду Черкасских, и в XVIII веке стал владением Шереметевых. Владелец с. Богородского был приверженцем развития ремесел (отхожих промыслов), так как занятия крестьян отхожим промыслом для помещика был гораздо выгоднее занятия землепашеством. Уже в конце XVII века среди 460 дворов этого села только 1/4 имели крестьянские хозяйства, остальные были «бобыльскими» и занимались ремеслами и промыслами, отходничеством и т.д. К концу XVII века почти все население Богородска (5 тыс. жителей) «кормится» уже только от промыслов, достигнувших большого развития (46 «кожевенных заводов», несколько гончарных заведений и т.д.).

На первом месте стояли промыслы по выделке кож и овчин с производством из кож рукавиц, шорных и прочих изделий (кожевенный и скорняжный промыслы). С начала XIX века в Богородском в 1,5 раза увеличивается выпуск кожи за счёт увеличения количества кожевен с 88 до 118, на которых было занято 356 человек, при этом на 20 заводах применялся постоянно наемный труд 136 рабочих.

Расширение промышленного производства разбогатевшими предпринимателями с увеличением найма рабочей силы было выгодно помещику, т.к. крепостной предприниматель вовлекал крепостных крестьян в промысловую работу, а через это помещик мог увеличить с них оброки.

Из окладных оброчных книг Шереметева видно, что оброк с таких крепостных предпринимателей, использовавших наёмный труд, как Александров, Марков, Пчелин, Кубышкин и другие поднимался до 1000-1500 рублей.

Таким образом, владея помимо с. Богородского еще рядом деревень, Шереметев пытается добиться развития ремесел и там, он переселяет крестьян из с. Богородского в свои вотчины в Царскосельском уезде, Балахнинском уезде, Тамбовской, Саратовской, Ориенбургской губерниях, в том числе и в село Юрино Васильского уезда. Таким образом, у многих жителей с. Богородского и с. Юрино не только схожие фамилии, но и общие корни.

Используя ревизские сказки, мы пофамильно определили переселенцев из Богородска в Юрино.

Возникновение ревизских сказок связано с реформой налогообложения, начатой в 1718 г., когда подворное налогообложение было заменено подушным, т.е. подати отныне стали взиматься с «души мужского пола». Проведение реформы потребовало организации подушного учёта населения. Осенью 1718 г. царским указом было велено собрать «сказки» о количестве душ в каждом населённом пункте. Ревизские сказки, оформленные в виде книги или тетради, содержат сведения, позволяющие судить о численности населения, его географическому размещению, социальному и половозрастному составу, национальному и семейному состоянию, вопросам миграции населения.

В результате в ревизских сказках за 1836 год обнаружены списки переведеных в Юрино Васильевского уезда 297 человек из с. Богородское:Прокопий Бабенков, Николай Балакин, Иван Галин, Петр Горохов, Василий Зарубин, Василий Кабатов, Петр Кислов, Петр Кочетов, Михайла Красильников, Иван Лосев, Иван Овсянников, Алексей Пчелин, Иван Сыров, Николай Тореев и др. Все приехали в Юрино со своими семьями.