По материалам журнала "ОТЧИНА" №5 2012 год.

 

Конец XIX - начало XX веков в России стал временем расцвета русской иллюстрированной открытки. Их стали издавать купцы, фотографы, владельцы табачных, кондитерских, писчебумажных магазинов. В губернских и уездных городах и даже некоторых селах появились свои издатели открыток, печатавшие их либо в России, либо за границей. На открытках воспроизводились виды городов, местностей, памятники архитектуры, типы населения Российской империи, характерные черты жизни и быта того времени. Путешествуя по Волге, например, можно было практически на всех пристанях купить открытки с изображением местных достопримечательностей, сувенирные открытки-приветы, открытки с видами пароходов и отправить их по пароходной почте своим близким, друзьям, знакомым. Так появились открытки с видами села Юрино. В основном это были фотографические открытки (реальные фотографии), выпускавшиеся фотографами. В начале XX века стали выпускаться и печатные открытые письма, и почтовые карточки. К сожалению, большинство известных нам фотооткрыток с видами Юрина выпускались без указания места издателя или издательства. Поэтому невозможно определить их авторство и время выпуска. Печатные открытки, как правило, имели выходные данные. Но в целом открыток с видами села и его достопримечательностей до 1917 года было выпущено очень мало.

В конце XIX — начале XX веков Юрино представляло собой богатое и зажиточное село. Появилось много каменных домов, прямые улицы (Ил. 1). По своему внешнему виду и благоустройству Юрино могло поспорить с уездным городом. По данным переписи 1897 года, население Юрина составляло 2159 человек. Славилось село своим кожевенным производством, выделкой овчинных кож и изготовлением из них рукавиц. Владельцы рукавичных предприятий закупали овчины в Ташкенте, Оренбурге, Казани, на Нижегородской ярмарке, а сбывали свой товар по всей России. В конце XIX века здесь насчитывалось около 50 кожевенных предприятий, а общее количество лиц, занятых этим производством, составляло около 1500 человек.

На берегу Волги имелись пристани разных пароходных обществ. Центр села был отделен от реки пойменными лугами, которые затоплялись во время половодья (Ил. 2).

Главной достопримечательностью села, его визитной карточкой, несомненно, в начале XX века был замок-дворец с большим парком. Шереметевы задумали создать в Юрино роскошную барскую усадьбу с дворцом необычной архитектуры. Строительство усадьбы началось в 1835 году, а в 1874 году Василий Петрович Шереметев начал сооружать замок. К работам были привлечены русские и иностранные архитекторы. Постепенно вырастало величественное здание, возводимое руками юринских мастеровых (Ил. 3).

За границей Шереметевы приобретали материалы для отделки интерьеров, собирали скульптуру, мебель, картины известных мастеров, книги, ковры и гобелены, фарфор. Дворец строился долго: к началу войны 1914 года он в основном был завершен. Но война и смерть наследника Петра Васильевича Шереметева остановили работы.

Замок отличался оригинальной планировкой, внешним видом, здесь сочетались элементы восточного и западного стилей архитектуры. Разновеликие объемы придавали дворцу живописность, а богатый декор стен, башенок создавал настроение праздничности и нарядности. Все, кто плавал по Волге, непременно обращали свое внимание на эту музыку, застывшую в камне, а фотографы и издатели открыток стремились запечатлеть этот дворец (Ил. 4). Одним из первых это сделал нижегородский фотограф М.П. Дмитриев. В его знаменитой серии открытых писем «Волга и Поволжье» четыре вида посвящено Юрину и Шереметеве кому замку. Эффектно смотрелся дворец с северо-западной стороны, окруженный зеленью кустов и цветочными клумбами (Ил. 5). Издатель М.В. Клюкин в серии своих волжских видов три сюжета отвел замку. Наиболее интересным стал вид с юго- западной стороны (Ил. 6). Замок в Юрине нашел отражение на открытках разных издателей: Контрагентства А.С. Суворина, московской фототипии «Шерер, Набгольц и Ко», издательства «А.М.К» и других. Правда, сюжеты повторяются. Выпускались фотооткрытки, фотографы и издатели которых остались неизвестными. Впрочем на одной из них, где дворец сфотографирован с северной парадной стороны (Ил. 7), в левом верхнем углу имеется наклейка «Замок Юрино. П.В. Шереметев». Можно предположить, что это был своего рода издательский знак Петра Васильевича Шереметева, последнего перед революцией хозяина замка. И все же открыток с видами замка вышло мало. Не было издано ни одной интерьерной. Складывается впечатление, что хозяева хотели сохранить свои тайны, вели весьма уединенный образ жизни, позволяли фотографировать замок только с внешней стороны.

Вокруг дворца построили каменные стены. Роскошный парк с прудами и вольерами для животных создавал удивительную гармонию природы и зодчества.

Революционный шторм докатился и до Юрина. Замок разграбили, его сокровища отправили в Нижний Новгород. В советское время замок увядал, медленно разрушался. Погибли его богатые интерьеры, нарушены системы его жизнеобеспечения, заросли пруды и парки. Правда, за последние годы удалось остановить разрушение, ведутся реставрационные работы, но юринский замок — памятник истории и культуры всероссийской значимости заслуживает большего внимания как со стороны центральных, так и местных властей.

Из достопримечательностей Юрина старинные открытки сохранили виды двух храмов — деревянной церкви во имя Михаила Архангела и каменного Михаило-Архенгальского храма (Ил. 8). Первый храм, построенный в 1770 году, стоял недалеко от замка на холме, называемом «маковка». Здесь обычно гуляли юряне, катались на лодках, сообщали друг другу последние новости. Деревянная церковь была ярусной постройкой с восьмигранной колокольней, увенчанной шатром (Ил. 9,10). Службы в храме совершались до 1887 года. Затем она стала хранилищем церковных древностей — утвари, старинных икон, книг. П.В. Шереметев планировал реставрировать старый храм, но начавшаяся война помешала этому. В 1920 -х годах церковь сгорела.

В северо-западной части села, недалеко от замка, в 1869-1889 годах была построена новая каменная двухэтажная Михаило-Архангельская церковь, ставшая подлинным украшением Юрина. Эту церковь часто называют жемчужиной всего Поволжья (Ил. 11). Деньги собирали всем миром. Немалые средства выделили Шереметевы, купцы, мастеровые села, крестьяне. Строителями храма являлись юринские каменных дел мастера: Смысловы, Морозовы, Беляковы. Церковь строилась не по типовому проекту. Она очень оригинальна по своей композиции и декору. В основу храма положен тип построек «восьмерик на четверике». Вокруг четверика по сторонам креста пристроены приделы, завершенные могучими арками (закомарами), а по диагонали в общую композицию удачно вписаны башенки. В итоге пятиглавый четверик дополнялся еще четырьмя куполами. Девятиглавый храм выглядел торжественно и величественно. Сочетание в декоре двух цветов — красного и белого — подчеркивает нарядность и праздничность всего сооружения. Стены и своды храма были расписаны нижегородскими и владимирскими мастерами. Церковь сохранилась. Восстановлена колокольня. Сегодня юринская жемчужина вновь сияет в первозданном виде.

В ограде церкви находится небольшое кладбище. Еще при возведении храма у Шереметевых возникла идея создания семейного пантеона. Василий Петрович Шереметев, строитель замка, умерший в 1893 году, был погребен у южной стены храма. Эта могила сегодня найдена и восстановлена. Его супруга Ольга Дмитриевна, сестра известного генерала, героя Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., скончалась в 1898 году. Сначала ее хотели похоронить в Юрин. Но она была захоронена в С.-Петербурге. Петр Васильевич Шереметьев, последний владелец замка, тоже нашел здесь свой покой. Его останки захоронили в склепе в 1916 году. В 1930-е годы, когда Михаило-Архангельский храм закрыли, захоронения Шереметевых были разграблены, останки выброшены, а склеп засыпан. В 2003 году в ходе земляных работ останки П.В. Шереметева были обнаружены и идентифицированы. В 2007 году они были захоронены в восстановленном фамильном склепе Шереметевых. На церемонии присутствовал граф Петр Петрович Шереметев, потомок Шереметевых, приехавший из Франции.

Историкам, архитекторам, искусствоведам еще предстоит раскрыть многие юринские тайны. Остается надежда и на постепенное восстановление замка и усадьбы. По распоряжению правительства Республики Марий Эл, выделены средства на проведение работ по углублению фарватера Волги, чтобы теплоходы с туристами уже с навигации 2012 г. могли причаливать в Юрино, а также на приобретение дебаркадера. Юрин- ская сторона больше будет известна людям. А это вселяет надежду на постепенное возрождение Юрина — чудесного уголка России.

КАТАЛОГ ОТКРЫТОК
С ВИДАМИ ЮРИНА

Издание фотографа М.П. Дмитриева. Нижний Новгород.

Серия Волга и Поволжье. Открытое письмо. 1900-е гг., шрифт красный, черно-белые

67. Замок Шереметьева близ Василь-Сурска (Ил. 5)

100. Замок Шереметьева в Васильсурске

145. Общий вид Юрина167. Общий вид Юрина. Замок Шереметьева, бл. Василь-сурска (Ил. 2)

Издание фотографа М.П. Дмитриева. Нижний Новгород. Фото-хромотипия К. Фишер. Москва

Серия «Волга и Поволжье». Открытое письмо. 1900-е, шрифт черный, цветные

48. Замок Шереметьева в Васильсурске (Ил. 3) Издание фотографа М.П. Дмитриева. Нижний Новгород.

Серия Волга и Поволжье. Почтовая карточка. 1912 г., черно-белая, шрифт черный 67. Замок Шереметьева близ Васильсурска

Издание М.В. Клюкина. 1916 г. и фототипии «Шерер, Набгольц и Ко»

Почтовая карточка, без номера, черно-белые

-   Юрино. Замок Шереметьева (вид с юго-запада) (Ил. 6)

-     Юрино. Общий вид замка

-    Юрино. Замок Шереметьева (общий вид с юга)

Издатель неизвестен.

1910-е гг.

Открытое письмо, чернобелая

227. Село Юрино. Замок Шереметьева (Ил. 4)

Издатель                 неизвестен.

1910-е гг.

Почтовая карточка, чернобелая

30. Волга. Село Юрино. Замок Шереметьева

Издание А.М.К, 1900-е гг.

Почтовая карточка, чернобелые

№ 60. Волга. Село Юрино. Замок Шереметьева

№ 79. Волга. Село Юрино. Замок Шереметьева

Издание ЦИК СРС и КД и фототипии «Шерер, Набгольц и Ко»

Москва, 1918 г., почтовая карточка, без номера, чернобелая

-    Юрино. Замок Шереметьева

Издание контрагентства А.С. Суворина и Ко и фототипии «Шерер, Набгольц и Ко» Москва, 1917 г., почтовая карточка, без номера, чернобелая

-    Юрино. Замок Шереметьева

Издатель                 неизвестен.

1900-е гг.

Фотооткрытка, без номера, черно-белая, без названия сюжета, с наклейкой в верхнем левом углу

-    Замок Юрино. П.В. Шереметев (Ил. 7)

Издатель                 неизвестен.

1910-е гг.

Фотооткрытка, без номера, без названия села и сюжета, черно-белая

-     Юрино (У\ица села) (Ил. 1)

Издатель                 неизвестен.

1910-е гг.

Фотооткрытка, без номера, без названия села и сюжета, тоновая (цвет зеленый)

Юрино (Михаило- Архангельская церковь) (Ил. 10)

Издатель                 неизвестен.

1910-е гг.

Фотооткрытка, без номера, без названия села и сюжета, черно-белая

-    Юрино (Деревянная церковь Михаила Архангела и замок Шереметева) (Ил. 9)

Издатель неизвестен. 1910 е гг.

Фотооткрытка, без номера, без названия села и сюжета, тоновая, цвет коричневый

Юрино. (Деревянная церковь Михаила Архангела и западные врата в замок Шереметева)